Пара слов о русском романтизме

Романтизм, если мы говорим о западно-европейской музыке – это уход в себя, разочарование в действительности, попытка найти источник силы и вдохновения в своих мечтах и фантазиях. Но что повлияло на появление романтизма в России? Четыре основных явления: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции и национальный подъем русского самосознания.

Романтизм – это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершённые надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает в чём состояло.В. Г. Белинский

Романтическое мировоззрение обрело своё воплощение во всех видах искусств. Этот этап отмечен высоким расцветом художественной культуры как цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно-эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке. Музыкальное искусство не осталось в стороне от жгучих вопросов современности. Народнические позиции характерны для мировоззрения многих композиторов, уверовавших в мессианскую роль русского народа. Музыка отразила весь спектр напряженных нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы. Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника – первозданной природы.

«Серебряным веком» в русском музыкальном искусстве называют конец XIX и начало XX века. Это был период необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано с всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных тенденций, иногда сближавшихся, иногда антагонистичных, казавшихся непримиримыми и взаимоисключающими. Но именно это многообразие и интенсивность исканий определяют особое богатство этого периода – одного из самых интересных и плодотворных в отечественном искусстве. Выдающиеся достижения и открытия в разных областях художественного творчества, которыми было ознаменовано время, обогатили его новым содержанием, новыми формами и выразительными средствами. Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда на Западе это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в. – Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) и Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики.

К композиторам, чья музыка имела романтическую направленность, относятся также Танеев Сергей Иванович (1856-1915), Аренский Антон Степанович (1861-1906), Гречанинов Александр Тихонович (1864-1956), Ляпунов Сергей Михайлович (1850-1924), Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1884 ).

Конкретные условия каждой страны порождали свой национальный романтизм, окраска которого зависела от собственных традиций и особенностей культуры, но в России романтизм нашёл благодатную почву, потому что был близок русскому национальному характеру как мировоззрение, основанное на противопоставлении идеала и реальной действительности. Романтическая идеализация прошлого выражена в концепциях славянофилов. Мечты романтиков о будущем свободном обществе содержатся в идеях русской революционной общественно-политической мысли, а романтика индивидуалистического бунта выражается в русском анархическом сознании.

Увертюра

Странным кажется стремление просить угадать, из какой увертюры тот или иной отрывок, не зная, что такое увертюра вообще. Постараюсь исправить это недоразумение в этой небольшой заметке.

Для тех, кому много читать совсем не хочется, скажу сразу: увертюра – это вступление чаще к опере, которое исполняет оркестр.

Тем же, кто готов потратить время на чуть более глубокое значение этого слова, предлагаю устроиться поудобнее 🙂

Про увертюру толковый словарь говорит так:

УВЕРТЮ́РА, -ы, ж.

1. Музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму и т. д. Оркестр проиграл увертюру из «Свадьбы Фигаро»… Занавес поднялся: пьеса началась. Тургенев, Вешние воды. Сквозь раскрытое окно галереи грянули первые раскаты увертюры из «Жизни за царя». Куприн, Поединок.

2. Концертное оркестровое произведение в сонатной форме. Испанская увертюра Глинки. Концертная увертюра. Концерт окончился известною увертюрою Мендельсона «Морская тишь и благополучное плавание». А. Бородин, Музыкальные заметки.

Словарь русского языка

Ещё при опущенном занавесе увертюра с первых звуков задаёт соответствующий эмоциональный тон, то есть концентрирует внимание зрителя, настраивает его на идейный смысл произведения и подготавливает к предстоящему на сцене действию.

История увертюры тесно связана с оперой, которая появилась как самостоятельный жанр в Италии в XVI веке. Всё началось с того, что в эпоху Ренессанса (или Возрождения) учёные-гуманисты задумали воссоздать древнегреческую драму, в которой были самые разнообразные музыкальные номера, включающие песни и танцы. Предлагаемые зрителям театральные представления быстро набирали популярность и стремительно видоизменялись.

Например, в самом конце XVI века, в 1598 году, публике показали драму «Дафна», которая была так насыщена музыкальными номерами, что сегодня её именуют первой оперой. Автором этого творения был итальянец Якопо Пери. Видимо представление имело большой успех, потому как композитор безотлагательно сел писать следующую оперу – «Эвридику», приурочив её к свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи

Вполне очевидно, что после последующего триумфального представления спектакля и иные композиторы по примеру Пери активно принялись сочинять музыкальные драмы, которые помимо вокальных номеров были наполнены разнообразными инструментальными эпизодами и сопровождались небольшими вступительными ритурнелями (что-то вроде отбивки между куплетами). Причём авторы первых опер были твёрдо убеждены, что их музыкальные спектакли, как и произведения древнегреческих драматургов, должны начинаться со вступлений (прологов), в которых бы посредством вокального диалога в иносказательной форме раскрывался сюжет предстоящего спектакля. К примеру, итальянский композитор Клаудио Монтеверди, создатель оперы “Орфей” (1607), начал её с пролога, однако перед ним в исполнении труб вставил ликующе-торжественный музыкальный эпизод, названный автором «токкатой». Подобные призывные фанфарные сигналы с древних времён сопровождали различные церемонии или возвещали о начале какого-либо зрелища, а Монтеверди этим музыкальным фрагментом, который впоследствии назвали прародителем увертюры, хотел поприветствовать герцога Винченцо Гонзага – самого важного своего зрителя.

Моцарт значительно расширил содержание музыкальных предисловий к оперным спектаклям, а для более точной передачи смысла и настроения оперы, не переставая, занимался усовершенствованием формы. Россини, в нынешнее время именуемый большим мастером увертюр, создал свою формулу, по которой неповторимый стиль композитора в его уникальных музыкальных шедеврах и сегодня узнаётся без труда. И, конечно же, исключительную роль в развитии жанра сыграл великий Бетховен. Он усилил тематическую связь вступления и оперы, что ярко представлено в увертюрах «Фиделио» и «Леонора №3», а также наполнил композиции глубоким содержанием и философским смыслом, например в увертюрах «Эгмонт» и «Кориолан». Данные произведения, обладающие внутренним единством, предельно насыщенные драматическим накалом и не уступающие симфоническим творениям композитора, обрели право на самостоятельное существование. Так появился новый музыкальный жанр – концертные увертюры, которые весьма часто привлекали внимание композиторов эпохи романтизма. К ранним произведениям данного вида, отражённой в названии, программной инструментальной музыки относятся «Властелин духов» Карла Марии Вебера, «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое путешествие» Феликса Мендельсона, «Уиверли», «Тайные судьи» и «Буря» Гектора Берлиоза. Немного позднее жанр обогатился другими выдающимися произведениями такими, как «Мессинская невеста», «Манфред» Роберта Шумана, «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Михаила Ивановича Глинки, «Король Лир», «Корсар», «Римский карнавал» Гектора Берлиоза, «Гамлет», «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского, «Трагическая увертюра» Иоганнеса Брамса. Помимо произведений, основанных на темах из литературных источников и ярких впечатлениях от путешествий по дальним странам, композиторы охотно сочиняли увертюры прикладного характера, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, то есть «торжественные», «юбилейные», «приветственные». Среди таких образцов хочется отметить «Именинную увертюру» Бетховена, «Юбилейную увертюру» Вебера, «Академическую торжественную увертюру» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественную увертюру» Глазунова.

За всё время существования этого жанра было создано немало замечательных творений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Возможно, не все композиторы нашего времени предпочитают сочинять оперы и балеты с развёрнутыми вступлениями. Тем не менее, найдя достойное место, увертюры, яркие и запоминающиеся, и сегодня звучат в мюзиклах и кинофильмах.

Источники: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/uvertyura, https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B0

“Время, вперёд!”. Несколько фактов о сюите Г. Свиридова

Сюиту «Время, вперед!» Георгий Свиридов написал для художественного фильма, но несколько десятилетий она звучала в заставке новостной программы «Время», а в 2014 году ее включили в шоу на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Портал Культура.РФ рассказывает об истории известного произведения.

Сюиту Георгий Свиридов написал к кинофильму «Время, вперед!»

Автор мелодии Георгий Свиридов родился в 1915 году. Первые музыкальные произведения он написал в 20 лет, но настоящая известность к нему пришла почти в 50 — в 1964 году. Тогда на советские киноэкраны вышел кинофильм «Метель», в котором звучала музыка Свиридова.

Вскоре режиссер Михаил Швейцер предложил композитору написать сюиту для его будущего фильма «Время, вперед!» по повести Валентина Катаева. Георгий Свиридов вспоминал: «И мне пришла в голову мысль сразу же мелькнувшей в моей голове острой ритмической формулой сделать такую маленькую кинопанораму… В те годы я работал довольно быстро, и новую запись музыки, написанную без учета хронометрических мерок, мы сделали тут же».

На первой записи композитор сам сыграл сольную партию на рояле

Исполнять сюиту должен был симфонический оркестр. Чтобы не тратить много времени на репетиции, на записи сольную партию фортепиано композитор сыграл сам: рояль задавал нужный темп и экспрессию. Главный мотив произведения исполняли на духовых инструментах.

Музыку наложили на архивные видеозаписи 1930-х годов, чтобы перенести зрителя в эпоху индустриализации. Свиридов писал в дневнике:

Швейцер сделал блестящую киноэкспликацию под эту музыку, кадры были весьма разнообразные, и это тогда впечатляло. Это оказалось в полном смысле слова находкой Швейцера, которую многие киноспециалисты изрядно начали эксплуатировать

Название сюиты было заимствовано из строк Маяковского

Валентин Катаев, автор повести, в названии использовал строки из пьесы Владимира Маяковского «Баня». В ее заключительной части звучит «Марш времени»:

Взвивайся, песня,
рей, моя,
над маршем
красных рот!
Впе-
ред,
вре-
мя!
Вре-
мя,
вперед!

В. Маяковский

Заголовок повести унаследовал фильм, а вместе с ним и главная музыкальная тема.

Наиболее известной стала 6 часть сюиты

Сюита «Время вперед!» в 6 частях. Музыка Георгия Свиридова. Исполняет Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Фрагмент концерта, посвященного 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Запись в Большом зале Московской консерватории. 1975 год

В 1968 году композитор впервые опубликовал сюиту полностью. Она состояла из шести разнохарактерных частей. Например, в неторопливом «Уральском напеве» можно было услышать и азиатские мелодии, и русские лирические мотивы. Во второй части — задорной «Частушке» — некоторые инструменты подражали звучанию балалайки. Также в состав сюиты вошли «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь» и еще один фрагмент, который так и назывался — «Время, вперед!». Именно он и стал самым известным из всей сюиты. «Время, вперед!» исполняли не только в СССР — эту мелодию можно было услышать в эфире западных радиостанций.

Слуховая терапия. Немного о методе Альфреда Томатиса

Приблизительно 40 лет назад французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал некоторые удивительные открытия, которые послужили толчком к развитию метода Томатиса. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума.

Дочитать статью

Клавесин и клавикорд

Перестать говорить о Бахе в моём случае равносильно самоуничтожению. Поэтому сегодня – небольшая статья о двух инструментах, распространённых в баховское время.

Когда мы говорим о Бахе, обязательно надо помнить, что все его произведения, написанные вроде как для фортепиано, написаны совсем не для него. Они написаны для инструментов, которые носили в XVIII веке обобщённое название клавира. Под клавирным произведением понималось произведение, написанное для какого-либо клавишного инструмента вообще. Следует назвать три основных клавишных инструмента того времени – клавесин, клавикорд и, собственно, орган. Здесь речь пойдёт о первых двух инструментах.

Клавикорд

Клавикорд – небольшой музыкальный инструмент с соответствующим его размерам тихим звучанием. При нажатии на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соответствующая этой клавише, струна.

Клавикорду не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако в зависимости от характера нажима на клавишу мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того – тонам мелодии может быть придана известная вибрация (как на скрипке, например).

Клавесин с двумя клавиатурами, или мануалами

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин обладает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четырёх струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Опишу одну из таких разновидностей, которую можно считать типичной для баховского времени. Несколькими клавесинами такого типа обладал и пользовался сам Бах. К этому же типу принадлежит большинство современных, изготавливаемых в наше время клавесинов.

Wordpress spectrum audio

У клавесина того типа, который мы рассматриваем, две клавиатуры, или мануала. Диапазон клавиатур – от соль контроктавы до ре третьей октавы. Позже его расширили до фа контроктавы и соль третьей октавы, хотя фактический диапазон ещё шире.

В целом клавесин располагает четырьмя наборами струн, то есть четырьмя регистрами, каждый из которых может быть переключен по желанию исполнителя посредством особых рычажков, расположенных над клавиатурой у старинных образцов и выполненных в виде педалей, аналогичных фортепианным, в современных клавесинах. Кроме того, по желанию исполнителя клавиатуры могут быть соединены, или копулированы. Если клавиатуры соединены, то при нажатии клавиши первой клавиатуры нажимается автоматически и одноимённая клавиша второй клавиатуры. Соответственно, при игре на первой клавиатуре будут звучать уже не только регистры первой, но также и второй. Получается, что если мы включим все четыре регистра и соединим клавиатуры, то при игре на первой клавиатуре каждой клавише будет отвечать четыре струны и звучание будет широко раскинутое, обогащённое верхними и нижними октавными удвоениями.

Осталось упомянуть ещё один приём, вернее, рычажок, который называется Laute, или лютня. При передвижении этого рычажка струны того или иного регистра приглушаются таким образом, что звучание делается более тихим и отрывистым, уподобляется звучанию лютни – отсюда и название приспособления.

Ошибка

Трудно удержаться и не сказать “неправильно!”, “ты вообще занимался?!”, “да где знаки-то?!”, “здесь ошибка!”. Да, каким-то ученикам приходится так говорить, потому что для них эта модель более привычна и больше побуждает к внимательности, хотя и эта группа постепенно меняется.

Но есть другая категория учеников. Они так же ошибаются, допускают неточности, но самое большее, что им приходится говорить, это два слова: “нет” и “подумай”. Это тоже указание на ошибку, но такое указание буквально принуждает к осознаванию исполняемого произведения.

Это всё присказка, сегодня, как видите в названии, речь пойдёт об ошибке. И рассказывать буду на своих примерах.

Дочитать статью