Джироламо Фрескобальди

🇮🇹 Италия, композитор

13.09.1583 — 01.03.1643

Джироламо Фрескобальди – один из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположник итальянской органной и клавирной школы.

Он родился в Ферраре весной 1587 года. С раннего детства Джироламо обладал замечательным голосом и пел в церковном хоре. Первым учителем Фрескобальди был его соотечественник Франческо Миллевиле, который и научил мальчика начальным шагам в игре на органе. Серьезное же музыкальное образование Фрескобальди получил во Флоренции, где органная игра в то время достигла высшей степени своего развития. Здесь его учителем стал знаменитый органист Л. Луццаски, у которого Фрескобальди обучался почти до двадцатилетнего возраста, периодически выезжая по приглашениям во многие города Италии, где выступал не только как органист, но и как певец, обладатель прекрасного голоса.

Его ранние годы жизни связаны в том числе со службой у герцога Альфонсо II д’Эсте, известного на всю Италию меломана (по свидетельству современников, герцог слушал музыку по 4 часа в день!). Со смертью герцога Фрескобальди покидает родной город и переезжает в Рим.

В Риме он работал в разных церквах в качестве органиста и при дворах местной знати – клавесинистом. Выдвижению композитора способствовало покровительство архиепископа Гвидо Бентнвольо. Вместе с ним в 1607-1608 гг. Фрескобальди совершил путешествие во Фландрию, тогдашний центр клавирной музыки. Поездка сыграла важную роль для формирования творческой индивидуальности композитора.

Wordpress spectrum audio

Рубежное значение в жизни Фрескобальди имел 1608 г. Именно тогда появились первые публикации его сочинений: 3 инструментальные канцоны, Первая книга фантазий (Милан) и Первая книга мадригалов (Антверпен). В том же году Фрескобальди занимает высокий и чрезвычайно почетный пост органиста римского собора Св. Петра, на котором (с небольшими перерывами) композитор оставался практически до конца своих дней. Постепенно росли слава и авторитет Фрескобальди как органиста и клавесиниста, незаурядного исполнителя и изобретательного импровизатора. Параллельно работе в соборе Св. Петра он поступает на службу к одному из богатейших итальянских кардиналов Пьетро Альдобрандини. В 1613 г. Фрескобальди женился на Ореоле дель Пино, которая в ближайшие 6 лет родила ему пятерых детей.

В 1628-34 гг. Фрескобальди работал органистом при дворе тосканского герцога Фердинандо II Медичи во Флоренции, затем продолжал свою службу в соборе Св. Петра. Его слава стала поистине интернациональной. Три года у него учился крупный немецкий композитор и органист И. Фробергер, многие известные композиторы и исполнители.

Парадоксальным образом мы ничего не знаем о последних годах жизни Фрескобальди, равно как и о его последних музыкальных сочинениях.

Один из современников композитора П. Делла Балле в своем письме в 1640 г. писал, что в “современном стиле” Фрескобальди стало больше “галантности”. Поздние музыкальные произведения до сих пор находятся в виде рукописей. Фрескобальди умер в зените славы. Как писали очевидцы, в заупокойной мессе приняли участие “самые знаменитые музыканты Рима”.

Главное место в творческом наследии композитора занимают инструментальные сочинения для клавесина и органа во всех известных тогда жанрах: канцоны, фантазии, ричеркары, токкаты, каприччио, партиты, фуги (в тогдашнем смысле этого слова, т. е. каноны). В одних господствует полифоническое письмо (напр., в “ученом” жанре ричеркара), в других (напр., в канцоне) полифонические приемы переплетены с гомофонными (“голос” и инструментальное аккордовое сопровождение).

Один из самых знаменитых сборников музыкальных произведений Фрескобальди – “Музыкальные цветы” (издан в Венеции в 1635 г.). В него вошли органные произведения самых различных жанров. Здесь в полной мере проявил себя неповторимый композиторский почерк Фрескобальди, для которого характерна стилистика “взволнованного стиля” с гармоническими новшествами, разнообразием фактурных приемов, импровизационной свободой, искусством варьирования. Необычной для своего времени была исполнительская трактовка темпа и ритма. В предисловии к одной из книг своих токкат и других сочинений для клавесина и органа Фрескобальди призывает играть… “не соблюдая такта… сообразно чувствам или смыслу слов, как это делается в мадригалах”. Как композитор и исполнитель на органе и клавире, Фрескобальди оказал огромное влияние на развитие итальянской и, шире, западноевропейской музыки. Особенно велика была его слава в Германии. На сочинениях Фрескобальди учились Д. Букстехуде, И. С. Бах и многие другие композиторы.

Источники: https://www.classic-music.ru/frescobaldi.html, https://www.belcanto.ru/frescobaldi.html