Даниэль Баренбойм

🇮🇱 Израиль, пианист, дирижёр

15.11.1942 —

Он постоянно подчеркивает свое израильское гражданство и приверженность сближению культур евреев и арабов в Израиле, получая в ответ ненависть одних и признательность других. 

Даниэль Баренбойм родился 15 ноября 1942 года в Буэнос-Айресе в семье выходцев из России. Первый концерт юный Даниэль дал в возрасте 7 лет. В 1952-м году семья Баренбойм репатриировалась в Израиль. Мальчик учился музыке в Зальцбурге и Париже.

Как пианист, Баренбойм дебютировал в 1952 году в Вене и Риме. Выступал в ансамбле со скрипачом Адольфом Бушем, пианистом Артуром Рубинштейном, играл с такими дирижёрами, как Вильгельм Фуртвенглер и Отто Клемперер. Первые записи Даниэля Баренбойма относятся к 1954 году.

В 1955 году он отправился в Париж изучать композицию у Нади Буланже, затем окончил Академию «Санта-Чечилия» в Риме, стажировался у Э. Фишера, Й. Крипса. Дебютировал как дирижёр с Израильским симфоническим оркестром в 1962 году. А в 1965 году стал руководителем Английского камерного оркестра и записал с ним как пианист и дирижёр все концерты Моцарта (многие критики не видят ничего равного этой записи по сей день).

Уже в начале 60-х годов как-то незаметно, но очень быстро, начала подниматься звезда Баренбойма на музыкальном горизонте. Он много концертирует и как пианист и как дирижер, записывает несколько отличных пластинок, в числе которых наибольшее внимание привлекли, конечно, все пять, концертов и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена. Правда, главным образом потому, что за пультом стоял Отто Клемперер. Для молодого пианиста это была великая честь, и он сделал все, чтобы справиться с ответственной задачей. Но все же в этой записи личность Клемперера, его монументальные концепции доминируют; солист, как отмечал один из критиков, «сделал лишь пианистически чистое рукоделие». «Не совсем ясно, зачем Клемпереру в этой записи понадобился рояль»,— иронизировал другой рецензент.

Дебют как оперного дирижёра состоялся в 1973 году (Эдинбург, «Дон Жуан»). В 1981 году дебютировал на Байрёйтском фестивале (в «Тристане и Изольде»). В 1988-93 годах исполнил здесь же «Кольцо нибелунга».

В 1967 году женой Баренбойма стала Жаклин Дюпре. Вместе с ней, скрипачами Пинхаcом Цукерманом и Ицхаком Перельманом, а также с Исааком Стерном и Зубином Метой Баренбойм и Дюпре исполняли и записывали в этот период исключительно камерную музыку, больше всего – Бетховена, а также Шуберта. Карьера Дюпре из-за болезни закончилась уже в 1973 году (в 1987 году она умерла).

В 1975 году Д. Баренбойм возглавил Оркестр Парижа и занимал этот пост до 1989 года. С 1991 по 2006 г.г. он руководил Чикагским симфоническим оркестром, а кроме того, с 1992 года стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы. С 2006 г. Даниэль Баренбойм – приглашенный руководитель оркестра миланского театра «Ла Скала».

С начала 1980-х спутницей Баренбойма стала русская пианистка Елена Башкирова (1958 года рождения). Они вступили в брак в 1988, у них двое детей. Елена выступает с сольными и камерными концертами, с рядом оркестров, в том числе в Израиле — с Израильским филармоническим и Иерусалимским симфоническим оркестрами, Израильской симфониеттой.

В 1998 году Башкирова основала и стала постоянным музыкальным директором ежегодного Иерусалимского международного фестиваля камерной музыки, в котором участвуют лучшие музыканты со всего мира (в том числе и ее отец, известный пианист Дмитрий Башкиров).

Баренбойм постоянно выступает как ансамблист с Фишером-Дискау, певицей Бейкер, несколько лет играл вместе со своей женой, виолончелисткой Жаклин Дюпре (ныне оставившей эстраду из-за болезни), а также в трио с ней и скрипачом П. Цуккерманом. Заметным событием концертной жизни Лондона стал данный им цикл исторических концертов «Шедевры фортепианной музыки» от Моцарта до Листа (сезон 1979/80 года). Все это вновь и вновь подтверждает высокую репутацию артиста. Но вместе с тем все-таки остается ощущение какой-то неудовлетворенности, неиспользованных возможностей. Он играет как хороший музыкант и превосходный пианист, мыслит «как дирижер за роялем», но его игре по-прежнему недостает полетности, убеждающей силы, необходимой большому солисту, конечно, если подходить к ней с той меркой, которую предполагает феноменальная одаренность этого музыканта. Кажется, что его талант и сегодня обещает любителям музыки больше, чем дает им, по крайней мере в области пианизма. Пожалуй, это предположение лишь подкрепилось новыми аргументами после недавних гастролей артиста в СССР как с сольными программами, так и во главе Парижского оркестра.

Основное место жительства Баренбойма – Берлин. Он имеет гражданство Аргентины, Испании и Израиля.