Немного из истории гамм

Техника игры гамм до относительно недавнего прошлого была совсем иной. Чего стоит только один факт: раньше, примерно до середины 19 века, при игре первый палец (это который большой) не использовался вообще! Но зато потом, с его введением в исполнительскую практику, возможности фортепианной техники были значительно расширены.

Дальше я процитирую отрывок из книги Н. Корыхаловой «Играем гаммы» (в квадратных скобках – мои примечания):

В далёкую пору раннего клавирного исполнительства музыканты нередко обходились не только без подкладывания первого пальца, но и вообще без него. При более скромных размерах клавиатуры и при складе музыки, который господствовал в то время, первому пальцу вроде бы и не находилось места при игре.

<…>Интересно, что «составные» гаммового комплекса [гаммы, аккорды, арпеджио] в том виде, в котором мы его сегодня изучаем, сложились не сразу. Например, ещё в первой половине XIX века пианисты вели спор – играть минорные гаммы в гармоническом или мелодическом вариантах [гармонический вид играется с повышением только VII ступени, тогда как мелодический при движении вверх исполняется с повышением и VI, и VII ступеней, а при движении вниз – как натуральный]. Только мелодическую гамму приводят в своих «Школах» И. Крамер и К. Черни. Знаменитый виртуоз той поры Фр. Калькбреннер считал гармоническую гамму «неправильной» и предпочитал ей гамму мелодическую, следуя в этом за вокалистами. <…> Французские же пианисты Л. Адан и А. Мармонтель, напротив, стояли за гармонические минорные гаммы <…> В педагогическом обиходе той поры нередко играли и так: вверх – гармонический минор, вниз – натуральный.

Использовались и другие сочетания: вверх – натуральный или мелодический минор, вниз – гармонический; вверх минор мелодический, вниз – натуральный [как сейчас].

Любопытный факт: в истории советской педагогики был период, когда категорически запрещалась целенаправленная работа над техникой. Считалось, что технику необходимо было развивать только на художественных произведениях, попросту говоря – играть всё, кроме гамм и этюдов. К счастью, этот период быстро закончился.