Увертюра

Странным кажется стремление просить угадать, из какой увертюры тот или иной отрывок, не зная, что такое увертюра вообще. Постараюсь исправить это недоразумение в этой небольшой заметке.

Для тех, кому много читать совсем не хочется, скажу сразу: увертюра – это вступление чаще к опере, которое исполняет оркестр.

Тем же, кто готов потратить время на чуть более глубокое значение этого слова, предлагаю устроиться поудобнее 🙂

Про увертюру толковый словарь говорит так:

УВЕРТЮ́РА, -ы, ж.

1. Музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму и т. д. Оркестр проиграл увертюру из «Свадьбы Фигаро»… Занавес поднялся: пьеса началась. Тургенев, Вешние воды. Сквозь раскрытое окно галереи грянули первые раскаты увертюры из «Жизни за царя». Куприн, Поединок.

2. Концертное оркестровое произведение в сонатной форме. Испанская увертюра Глинки. Концертная увертюра. Концерт окончился известною увертюрою Мендельсона «Морская тишь и благополучное плавание». А. Бородин, Музыкальные заметки.

Словарь русского языка

Ещё при опущенном занавесе увертюра с первых звуков задаёт соответствующий эмоциональный тон, то есть концентрирует внимание зрителя, настраивает его на идейный смысл произведения и подготавливает к предстоящему на сцене действию.

История увертюры тесно связана с оперой, которая появилась как самостоятельный жанр в Италии в XVI веке. Всё началось с того, что в эпоху Ренессанса (или Возрождения) учёные-гуманисты задумали воссоздать древнегреческую драму, в которой были самые разнообразные музыкальные номера, включающие песни и танцы. Предлагаемые зрителям театральные представления быстро набирали популярность и стремительно видоизменялись.

Например, в самом конце XVI века, в 1598 году, публике показали драму «Дафна», которая была так насыщена музыкальными номерами, что сегодня её именуют первой оперой. Автором этого творения был итальянец Якопо Пери. Видимо представление имело большой успех, потому как композитор безотлагательно сел писать следующую оперу – «Эвридику», приурочив её к свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи

Вполне очевидно, что после последующего триумфального представления спектакля и иные композиторы по примеру Пери активно принялись сочинять музыкальные драмы, которые помимо вокальных номеров были наполнены разнообразными инструментальными эпизодами и сопровождались небольшими вступительными ритурнелями (что-то вроде отбивки между куплетами). Причём авторы первых опер были твёрдо убеждены, что их музыкальные спектакли, как и произведения древнегреческих драматургов, должны начинаться со вступлений (прологов), в которых бы посредством вокального диалога в иносказательной форме раскрывался сюжет предстоящего спектакля. К примеру, итальянский композитор Клаудио Монтеверди, создатель оперы “Орфей” (1607), начал её с пролога, однако перед ним в исполнении труб вставил ликующе-торжественный музыкальный эпизод, названный автором «токкатой». Подобные призывные фанфарные сигналы с древних времён сопровождали различные церемонии или возвещали о начале какого-либо зрелища, а Монтеверди этим музыкальным фрагментом, который впоследствии назвали прародителем увертюры, хотел поприветствовать герцога Винченцо Гонзага – самого важного своего зрителя.

Моцарт значительно расширил содержание музыкальных предисловий к оперным спектаклям, а для более точной передачи смысла и настроения оперы, не переставая, занимался усовершенствованием формы. Россини, в нынешнее время именуемый большим мастером увертюр, создал свою формулу, по которой неповторимый стиль композитора в его уникальных музыкальных шедеврах и сегодня узнаётся без труда. И, конечно же, исключительную роль в развитии жанра сыграл великий Бетховен. Он усилил тематическую связь вступления и оперы, что ярко представлено в увертюрах «Фиделио» и «Леонора №3», а также наполнил композиции глубоким содержанием и философским смыслом, например в увертюрах «Эгмонт» и «Кориолан». Данные произведения, обладающие внутренним единством, предельно насыщенные драматическим накалом и не уступающие симфоническим творениям композитора, обрели право на самостоятельное существование. Так появился новый музыкальный жанр – концертные увертюры, которые весьма часто привлекали внимание композиторов эпохи романтизма. К ранним произведениям данного вида, отражённой в названии, программной инструментальной музыки относятся «Властелин духов» Карла Марии Вебера, «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое путешествие» Феликса Мендельсона, «Уиверли», «Тайные судьи» и «Буря» Гектора Берлиоза. Немного позднее жанр обогатился другими выдающимися произведениями такими, как «Мессинская невеста», «Манфред» Роберта Шумана, «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Михаила Ивановича Глинки, «Король Лир», «Корсар», «Римский карнавал» Гектора Берлиоза, «Гамлет», «Ромео и Джульетта» Петра Ильича Чайковского, «Трагическая увертюра» Иоганнеса Брамса. Помимо произведений, основанных на темах из литературных источников и ярких впечатлениях от путешествий по дальним странам, композиторы охотно сочиняли увертюры прикладного характера, приуроченные к какой-либо знаменательной дате, то есть «торжественные», «юбилейные», «приветственные». Среди таких образцов хочется отметить «Именинную увертюру» Бетховена, «Юбилейную увертюру» Вебера, «Академическую торжественную увертюру» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественную увертюру» Глазунова.

За всё время существования этого жанра было создано немало замечательных творений, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Возможно, не все композиторы нашего времени предпочитают сочинять оперы и балеты с развёрнутыми вступлениями. Тем не менее, найдя достойное место, увертюры, яркие и запоминающиеся, и сегодня звучат в мюзиклах и кинофильмах.

Источники: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/uvertyura, https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%B0