Ошибка

Трудно удержаться и не сказать “неправильно!”, “ты вообще занимался?!”, “да где знаки-то?!”, “здесь ошибка!”. Да, каким-то ученикам приходится так говорить, потому что для них эта модель более привычна и больше побуждает к внимательности, хотя и эта группа постепенно меняется.

Но есть другая категория учеников. Они так же ошибаются, допускают неточности, но самое большее, что им приходится говорить, это два слова: “нет” и “подумай”. Это тоже указание на ошибку, но такое указание буквально принуждает к осознаванию исполняемого произведения.

Это всё присказка, сегодня, как видите в названии, речь пойдёт об ошибке. И рассказывать буду на своих примерах.

Что такое ошибка?

Ошибка – это неточность в исполнении: неправильная нота, не тот штрих, не та длительность, не тот палец.

Первые два или три года работы я конкретно говорил всем подряд: “ты ошибаешься”, “это просто отвратительно” и в таком же духе, обязательно с повышением голоса. Всё это время ученики занимались не ахти как, результат – далеко не лучшие оценки на зачётах и экзаменационных выступлениях. Апогеем стал переводной (майский) экзамен в прошлом году, когда около половины моих учеников (а их у меня 14, напомню) исполнили программу на 3, а трое вообще пошли на пересдачу (из них двое – первоклассники). Тогда очень многое поменялось, изменилось в моём отношении к процессу обучения. Как результат – почти полное отсутствие троек на первом в учебном году зачёте (октябрь), участие учеников в Зональном конкурсе юных пианистов (февраль), зачёт в конце III четверти (март).

Почему произошло такое изменение?

В первую очередь потому, что я сознательно отказался от повышения голоса: эффективность от окрика невысокая, да и остаться без голоса – не самое приятное окончание рабочего дня.

Во-вторых, акцент в работе был сделан не на правильность текста, а на передачу музыкального образа. Над текстом мы тоже работаем, но он для нас не самоцель, а только средство, с помощью которого композитор передаёт музыкальный образ.

В-третьих, акцент на ошибке делает ученика менее уверенным в своих силах и в своих знаниях. Это не может не сказаться на итоговом выступлении: менее уверенный ученик допустит больше неточностей и исполнит в целом не так качественно, да и желание исполнять на публике вряд ли будет, более уверенный – просто продолжит дальше в случае ошибки и, даже осознавая, что допустил неточности в исполнении, не будет заниматься самобичеванием (правда, в моём классе есть исключения 🤷‍♂️).

В-четвёртых, поддержка преподавателя даёт +100 к уверенности и на занятиях, и на сцене. У ученика, знающего, что его преподаватель будет его любить и уважать, невзирая на все ошибки, словно вырастают крылья: он всегда приходит, даже если не готов; старается сделать больше, чем положено по домашнему заданию; очень часто делится какими-то переживаниями и событиями. Вроде мелочи, но именно они располагают ученика и помогают найти общий с ним язык.

В-пятых, самое важное: своим ученикам я неустанно повторяю, что ошибка – это лучшее, что может с ними случиться, ведь в следующий раз они её вряд ли сделают (только если не захотят сделать её сознательно). Если у нас возникает необходимость исполнить произведение, которое впоследствии планируется исполнить на зачёте или экзамене, перед выходом на сцену я всегда говорю так: “Пользуйся возможностью, ошибайся, чтобы потом не сделать ни одной ошибки“. Знаете, это работает.

В заключение призываю вас:

Не бойтесь ошибаться! 😉