Клавесин и клавикорд

Перестать говорить о Бахе в моём случае равносильно самоуничтожению. Поэтому сегодня – небольшая статья о двух инструментах, распространённых в баховское время.

Когда мы говорим о Бахе, обязательно надо помнить, что все его произведения, написанные вроде как для фортепиано, написаны совсем не для него. Они написаны для инструментов, которые носили в XVIII веке обобщённое название клавира. Под клавирным произведением понималось произведение, написанное для какого-либо клавишного инструмента вообще. Следует назвать три основных клавишных инструмента того времени – клавесин, клавикорд и, собственно, орган. Здесь речь пойдёт о первых двух инструментах.

Клавикорд

Клавикорд – небольшой музыкальный инструмент с соответствующим его размерам тихим звучанием. При нажатии на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соответствующая этой клавише, струна.

Клавикорду не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако в зависимости от характера нажима на клавишу мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того – тонам мелодии может быть придана известная вибрация (как на скрипке, например).

Клавесин с двумя клавиатурами, или мануалами

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин обладает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четырёх струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Опишу одну из таких разновидностей, которую можно считать типичной для баховского времени. Несколькими клавесинами такого типа обладал и пользовался сам Бах. К этому же типу принадлежит большинство современных, изготавливаемых в наше время клавесинов.

Wordpress spectrum audio

У клавесина того типа, который мы рассматриваем, две клавиатуры, или мануала. Диапазон клавиатур – от соль контроктавы до ре третьей октавы. Позже его расширили до фа контроктавы и соль третьей октавы, хотя фактический диапазон ещё шире.

В целом клавесин располагает четырьмя наборами струн, то есть четырьмя регистрами, каждый из которых может быть переключен по желанию исполнителя посредством особых рычажков, расположенных над клавиатурой у старинных образцов и выполненных в виде педалей, аналогичных фортепианным, в современных клавесинах. Кроме того, по желанию исполнителя клавиатуры могут быть соединены, или копулированы. Если клавиатуры соединены, то при нажатии клавиши первой клавиатуры нажимается автоматически и одноимённая клавиша второй клавиатуры. Соответственно, при игре на первой клавиатуре будут звучать уже не только регистры первой, но также и второй. Получается, что если мы включим все четыре регистра и соединим клавиатуры, то при игре на первой клавиатуре каждой клавише будет отвечать четыре струны и звучание будет широко раскинутое, обогащённое верхними и нижними октавными удвоениями.

Осталось упомянуть ещё один приём, вернее, рычажок, который называется Laute, или лютня. При передвижении этого рычажка струны того или иного регистра приглушаются таким образом, что звучание делается более тихим и отрывистым, уподобляется звучанию лютни – отсюда и название приспособления.